Старый предмет по-новому  

С удивлением я недавно узнала, что в Европе, в частности, в Германии, в школе преподают предмет под названием «Ведение домашнего хозяйства и семейного бюджета». Народ с раннего возраста приучают к тому, что деньги любят счет и считать их надо уметь, причем не абы как.

Предмет этот, считаю, очень важен, особенно в нынешних условиях, когда плата за коммунальные платежи (и не только) растет как на дрожжах. Каждый в своей жизни сталкивается с проблемой планирования расходов и доходов, и с тем, как, когда и на что тратить деньги, а также как отстоять свои права при общении с продавцами товаров, работ и услуг, и особенно, - коммунальных служб.

Раньше в школе был предмет «Этика и психология семейной жизни», однако там речь шла, в основном, именно о семейных отношениях. В наше время все острее звучит тема контроля над средствами семьи и тем, как вести хозяйство. А то может получиться и так, как в известной истории: «Она даже не пыталась планировать наш бюджет. Просто ежемесячно собирала все деньги в кучку и тратила их по своему усмотрению. Две недели мы объезжали магазины косметики и трикотажа, а оставшиеся две недели питались картофельным пюре».

Кто-то может возразить мне: в школьной программе предусмотрен такой предмет, как домоводство (или труд), там детей учат полезным вещам. Осмелюсь заметить: то самое домоводство (особенно в части, касающейся обучения девочек) безнадежно устарело и требует нового подхода.

Доказательства? Да сколько угодно.

Помнится мне, во времена моего обучения в школе за неявку на урок труда без фартука или нарукавников запросто можно было схлопотать «пару», а на самих уроках мы учились:
- записывать рецепты всякой еды, и что-то готовить дома (блины, салаты и кашу за меня всегда делала мама),
- до умопомрачения чертили в тетради детали юбок, фартуков и всякой прочей лабуды, заучивая формулы типа «длина спины до талии, умноженная на 2»,
- мастерить из спичечных коробков, наклеенных на картоночку, макетики образцов круп, а также наклеивать в тетрадку образцы материи и ниток,
- пытались шить на основе наших же тетрадочных чертежей уродливые изделия, которые зачастую на самом деле шили за нас наши мамы и бабушки,
- заучивали, чем отутюживание отличается от приутюживания и от заутюживания,
- рисовали виды швов.

В итоге ничего из того, чему нас так усиленно в течение 5 как минимум лет учили в школе, мне не пригодилось НИЧЕГО: готовить я научилась, когда стала жить сама, и готовить приходилось ежедневно, к тому же, сейчас это совсем необязательно – полки магазинов ломятся от полуфабрикатов и продукции кулинарии. Шить я так и не умею, зато в свободной продаже куча одежды, да и тех, кто этим зарабатывает себе на жизнь, предостаточно. Чертить же модель юбки и делать выкройки (если уж вам приспичило что-нибудь сшить) не нужно совсем: в магазинах с принадлежностями для шитья полно и готовых выкроек, и даже выкроенных деталей.

Зато я правильно говорю «отутюжить» и регулярно поправляю своего мужа, который говорит «гладить»J.
Думаю, что в большинстве случаев ситуация с трудовым обучением у всех была одинаковой.

С недавних пор я очень люблю смотреть и даже почитывать старые книги по домоводству: издания эдак годов 50-60х. Объясню, почему. Очень приятно видеть, как далеко вперед шагнула наука ведения домашнего хозяйства. Теперь нет необходимости шить самим постельное белье и одежду для детей, выводить пятна в домашних условиях, варить мыло, вываривать белье и проч. Появились стиральные порошки и зубная паста, швейные и посудомоечные машины с программным управлением, холодильники, которые не нужно размораживать и стиральные плиты, которые чистятся сами. Косметическая промышленность избавляет от необходимости варить мыло или изготавливать шампунь и крема дома, а пятна отлично выводят в химчистке.

Сейчас на первый план выходят теория и практика ведения домашнего хозяйства: как планировать бюджет, вести домашнюю бухгалтерию, ориентироваться по коммунальным платежам. Так может, стоит учить школьников, завтрашних взрослых людей, всему этому, а не устаревшим знаниям? Ведь чертить выкройку юбки вручную в наше время все равно, что учить новейшую историю по египетским папирусам.

Думаю, что новая программа должна включать в себя составление смет и ведение домашней бухгалтерии, правовые основы ведения домашнего хозяйства (потребительское право, нормативные документы по расчету коммунальных платежей, жилищное право, семейное право), а потом уже ознакомительно, - шитье, вышивка, готовка (не забудем о молодых людях – ремонтные работы по-прежнему актуальное умение). Причем нужно учитывать, что на той технике, что с незапамятных времен стоит в школьных мастерских, уже никто не шьет и не готовит.

Особо скажу о семейном праве. Да, брачный контракт или завещание оформить тоже нужно уметь, причем так, чтобы не было потом никаких оспариваний в течение долгих лет.

Кто-то может мне возразить: брачный контракт хорош за границей в семьях миллионеров, когда есть что делить. Не соглашусь: брачный контракт нужен, причем он должен касаться как имущественных отношений, так и вопросов по содержанию семьи.

Общение же с коммунальщиками, - вообще отдельная песня. И здесь особенно важно отстоять свою точку зрения право на нормальные условия для жизни. Кто, если не мы сами, поможет нам научить эти зажравшиеся с советских времен службы работать, как положено? А то один промолчит, другой… а потом суем в загребущие лапки дяди Васи-сантехника или слесаря полтинники и сотни за ту работу, которую он должен делать не за ваши кровно заработанные, а за коммунальные платежи, которые вы вовремя вносите.
Так и слышу гул несогласных со мной: Москва далеко, там все умные - рассуждать, а ты бы вот попробовала пообщаться в регионах… Вот поэтому и нужно навалиться на нежелающих работать и гнать и поганой метлой, но сделать это нужно со знанием дела, чему учить нужно со школьной скамьи.

Итак, мы пришли к выводу, что программу по трудовому обучению нужно менять. Причем менять не только сам курс, но и систему оценки: как можно оценивать способности человека к ведению домашнего хозяйства? Этот вопрос сродни вопросу о том, как можно оценивать способности по предметам таким, как музыка (пение), рисование, физкультура, ОБЖ.

Предлагаю подумать обо всем этом вместе. Причем как тем, кто уже окончил школу и может привести себя в пример, так и тем, кто еще только учится и постигает глубины все еще старого предмета.



Hosted by uCoz


На главную

Гостевая

Напишите мне

Hosted by uCoz